У большинства амортизаторов есть параметры, приспособившись к которым, вы сможете вывести свою езду на велосипеде на новый уровень.
Эта инструкция поможет убедиться, правильно ли у вас настроена подвеска.
Параметры задней подвески
Существует три ключевых контроля подвески горного велосипеда:
- предварительное сжатие,
- регулировка (демпфирование) сопротивления отбоя/отскока,
- регулировка (демпфирование) сопротивления сжатия.
Последний показатель часто разделяют ещё на низкое и высокое сжатие верхних концов амортизатора.
Предварительное сжатие
Предварительное сжатие – это сопротивление вилки вашему весу. Следовательно, чем вы тяжелее – тем в большем сжатии вы нуждаетесь. Тогда пружинный амортизатор должен быть более толстым и тяжелым, а воздушный – иметь больше давления.
Регулировка сжатия
Регулировка сжатия происходит внутри амортизатора и работает путем регулирования потока масла сквозь небольшие отверстия. Эта регулировка происходит в том случае, если непосредственно осуществляется сжатие. Она не оказывает воздействия на предварительное сжатие, хотя подобный эффект на заднюю подвеску может иметь.
Чем больше сжатия вы выставите – тем медленнее вилка будет двигаться. Это позитивный момент, если вы хотите двигаться без скачков. Но также есть и негативная составляющая: вы будете чувствовать все ухабы и ямки, будет создаваться впечатление, что подвеска заблокирована. По факту, блокирование подвески – это и есть чрезмерное сжатие.
Регулировка отбоя/отскока
Регулировка отскока – это в точности тот же процесс, что и регулировка сжатия, только в нём амортизатор после оказанного воздействия возвращается в естественное положение.
Чем больше отскока вы выставите – тем медленнее вилка будет возвращаться к естественному положению. Медленное возвращение вилки нужно в том случае, когда после проделанного прыжка или возникшей кочки велосипед будто хочет сбросить вас. Но если складывается впечатление, что вас «упаковало» и подвеска не хочет возвращаться в естественное положение – нужно выставить меньше отскока.
Блокировка
Ваша подвеска может иметь параметры, которые разработаны под разные типы вождения. Наиболее распространенный параметр – блокировка (локаут). Она активирует сжатие и способствует эффективной остановке работы вилки.
Блокировка крайне полезна тогда, когда вы, столкнувшись с длинным подъёмом или прямым участком дороги, более напористо работаете педалями. Существует такой параметр как CTD – более продвинутая блокировка, которая подстраивается под выбранный вами тип местности. У каждого производителя эта опция может называться по-своему.
В режиме спуска подвеска полностью активна и требует меньше регулировки сжатия; режим подъема характеризуется почти полной блокировкой, хоть и позволяет больше движений; в обычном режиме задействовано большое сопротивление, поэтому для более приятной езды происходит мощное сжатие.
Как настроить заднюю подвеску
Перед началом работы удостоверьтесь в наличии всех необходимых инструментов – вы будете подстраивать амортизатор под свой вес.
Желательно настроить все перед ездой. Тем не менее, не забывайте брать с собой насос для амортизатора после, возможно вам понадобятся некоторые корректировки уже во время езды.
1. Настройте предварительное сжатие
Было бы неплохо иметь возле себя помощника, но можно справиться и одному, просто прислонившись к стене или другому твёрдому предмету.
Для начала измерьте внутренний ствол амортизатора – это блестящая часть, двигающаяся внутри большого корпуса. Далее поделите значение на 4, чтобы получить ваш размер провисания.
Наиболее благоприятные условия для качественной работы амортизатора – 25% провисания. Хотя на некоторых велосипедах для скоростных спусков этот показатель может достигать 30%.
Наиболее оптимальный показатель провисания – 25%.
Для измерения величины провисания на большинстве амортизаторов надето резиновое колечко. Если оно отсутствует – можете завязать вокруг ствола канцелярскую резинку. Ни в коем случае не используйте кабельные стяжки, они собирают грязь, которая будет царапать поверхность корпуса, приводя его в негодность.
Установите регулировку сжатия в открытое положение или на «спуск», сбросьте колечко, мягко сядьте на велосипед (предварительно наденьте свой велосипедный костюм или рюкзак) и примите позу для езды. Будьте сосредоточены, не трясите велосипед, вам нужно измерить точный постоянный вес.
Осторожно слезьте и зафиксируйте уровень провисания – насколько далеко сместилось измерительное колечко. Если значение больше или меньше 25%, нужно будет отрегулировать показатель psi (фунт/кв. дюйм). Большинство велосипедистов, которые используют воздушные амортизаторы, имеют показатель psi от 150 до 200, что даёт 25% провисания. Если у вас нет ни малейшего понятия, каким должно быть давление, подкачивайте или спускайте воздух до того момента, пока измерительный прибор не будет показывать 150 psi. Далее прибавьте или отнимите от 25 до 50 psi за один раз, чтобы достигнуть отметки в 25% провисания.
Если у вас нет ни малейшего понятия, каким должно быть давление, подкачивайте или спускайте воздух до того момента, пока измерительный прибор не будет показывать 150 psi. Далее прибавьте или отнимите от 25 до 50 psi за один раз, чтобы достигнуть отметки в 25% провисания.
Дойдите до 150 psi, а потом прибавляйте или отнимайте, чтобы достигнуть отметки в 25% провисания.
Если вы используете пружинный амортизатор, вам потребуется диск предварительного сжатия. Насколько тяжелая или лёгкая должна быть пружина – зависит от вашего веса. Широкий выбор пружин можно найти в любом хорошем велосипедном магазине.
2. Настройте сжатие и отскок
Исходя из того, какую модель амортизатора вы используете, вам потребуется выключатель блокировки или регулировка сжатия и отскока. Если у вас стоит блокировка – достаточно подстроить её под тип вашего ландшафта. Если же у вас стоит регулировка – придерживайтесь следующих инструкций:
Прежде всего, посчитайте количество щелчков вашего диска. Просто прокрутите его полностью вперед и назад, подсчитав при этом щелчки.
Если у вас новый амортизатор или вы не понимаете, сколько нужно выставлять – поставьте диск посередине диапазона. Позже вы сможете поэкспериментировать, так или иначе, и достигнуть желаемого значения.
Редко, когда велосипедисты регулируют значения по-другому, большинство предпочитают оставаться в среднем диапазоне.
И помните, что различные маршруты и ландшафты требуют разных настроек, поэтому навыки регулирования подвески на практике будут очень полезны.