Снятие и установка шатунов самоизвлекающихся систем


В данной статье рассматривается процесс снятия и установки шатунов самоизвлекающихся систем.

Введение

Какие инструменты потребуются?

  • Штифтовый ключ (для некоторых типов стопорных колец):
  • 1. SPA-2;
    2. SPA-6;

  • Шестигранные ключи для болтов, удерживающих шатуны, и некоторых типов стопорных колец;
  • Молоток: HMR-4;
  • Динамометрический ключ;
  • Смазка:
  • 1. ASC-1
    2. PPL-1

  • Куски ткани.

Изображение ниже: Самоизвлекающаяся система с отверстиями для штифтов в стопорном кольце
Самоизвлекающаяся система с отверстиями для штифтов в стопорном кольце
Изображение ниже: Самоизвлекающаяся система с отверстием под шестигранный ключ в стопорном кольце
Самоизвлекающаяся система с отверстием под шестигранный ключ в стопорном кольце

Многие производители выпускают как двусоставные, так и трехсоставные системы "самоизвлекающегося" типа (то есть разбираемые с помощью одного ключа). В них съемник эргономично встроен в шатун. В системах с самоизвлекающимися шатунами используются кольца с резьбой, которые внешне похожи на пыльники. Однако, эти стопорные кольца закручены над болтом, удерживающим шатун, поэтому при раскручивании болта последний давит на кольцо, что, в свою очередь, приводит к выталкиванию шатуна с оси. Никаких дополнительных инструментов для снятия шатунов не требуется.

Изображение ниже: Самоизвлекающийся шатун FSA® с болтом и стопорным кольцом
Самоизвлекающийся шатун FSA® с болтом и стопорным кольцом
Изображение ниже: Стопорное кольцо, открученное с помощью штифтового ключа. Под ним расположен болт
Стопорное кольцо, открученное с помощью штифтового ключа

Болт, удерживающий шатун, в самоизвлекающихся системах имеет правую резьбу (закручивается по часовой стрелке, откручивается - против). Стопорные кольца могут иметь как левую, так и правую резьбу в зависимости от производителя, поэтому направление резьбы нередко указывается стрелками. Кольца закручиваются при помощи штифтовых или шестигранных ключей. Для некоторых колец SRAM® и Truvativ® требуются шестигранные ключи на 16. Если у вас такого ключа нет, то можно воспользоваться гайкой диаметром 5/8" и конусным ключом, как будет показано ниже.

Установка шатуна на ось в самоизвлекающихся системах требует особой аккуратности. При установке трудно понять, как шатун заходит на шлицы оси. Шатуны и ось должны быть установлены правильно, поскольку при установке шатун впрессовывается в ось. Чрезмерное применение силы при соединении деталей может повредить шатун. Снятое стопорное кольцо дает возможность визуально контролировать процесс соединения деталей. Если есть сомнения в правильности установки шатуна на ось, снимите стопорное кольцо, закрепите шатун и установите кольцо на место.

Снятие шатунов

Изображение ниже: Самоизвлекающаяся система Race Face® и стопорное кольцо на шатуне. Обратите внимание на стрелку, указывающую направление закручивания - по часовой стрелке
Самоизвлекающаяся система Race Face® и стопорное кольцо на шатуне
Изображение ниже: Снятые стопорное кольцо и болт шатуна Race Face®
Снятые стопорное кольцо и болт шатуна Race Face®

  1. Оставьте стопорное кольцо на шатуне. Не снимайте его. Перед тем как приступить непосредственно к процедуре снятия шатуна, убедитесь, что кольцо хорошо затянуто.
  2. Начните откручивать болт, удерживающий шатун, при помощи шестигранного ключа. Крутите до тех пор, пока шатун не соскочит с оси.
  3. Снимите второй шатун. В процессе демонтажа обращайте внимание на взаимное расположение имеющихся прокладок и шайб.

а) Двусоставные системы: Снимите второй шатун, выталкивая его из кареточного стакана. При необходимости можно слегка постучать по оси молоточком.
б) Трехсоставные системы: Проделайте шаги 1 и 2 с правым шатуном и снимите его с оси каретки.

Установка шатунов

Изображение ниже: В шатунах SRAM® и Truativ® стопорное кольцо имеет отверстие под шестигранный ключ
стопорное кольцо
Изображение ниже: Для закручивания стопорного кольца на шатуне SRAM® требуется шестигранный ключ. Его можно заменить болтом с головкой диаметром 5/8"
стопорное кольцо

1. Смажьте поверхность оси и резьбу болтов, удерживающих шатуны. Установите на место первый шатун, при этом располагая прокладки и шайбы так, как они стояли ранее.
а) Двусоставные системы: Проденьте ось вместе с шатуном через кареточный стакан. Она обычно сразу встает на место, однако в некоторых случаях могут помочь несколько легких ударов молоточком.
б) Трехсоставные системы: Держа шатун в положении "шесть часов", прокрутите ось так, чтобы крепления оси и шатуна совместились друг с другом. Шестигранным ключом начните аккуратно вкручивать в ось болт, удерживающий шатун, при этом продолжая держать последний. Затяните болт в соответствии с рекомендациями производителя.
2. Установите обратно второй шатун, располагая его под углом 180° относительно первого. При этом внимательно следите за тем, чтобы шатун и ось были правильно сопряжены. Шестигранным ключом начните аккуратно вкручивать в ось болт, удерживающий шатун, при этом продолжая держать последний. Затяните болт в соответствии с рекомендациями производителя.
3. Проверьте затяжку стопорных колец.


ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!