В данной статье рассматривается процесс снятия и установки шатунов двусоставных систем с прижимным соединением, таких как Shimano® Hollowtech® II.
Введение
Какие инструменты потребуются?
- Шестигранные ключи для стяжных болтов;
- Инструменты для регулировочных колпачков (только для шатунов Shimano®);
- Молоток: HMR-4;
- Набор крючков UP-SET или плоская отвёртка SD-3 (только для шатунов Shimano® - для поднятия стопорной пластины);
- Динамометрический ключ;
- Смазка:
- Куски ткани.
1. ASC-1
2. PPL-1
Изображение ниже: Система Shimano® Hollowtech® II
Изображение ниже: Система FSA® Megaexo®
Многие двухсоставные системы Shimano® и некоторые системы FSA® оборудованы шатунами с прижимным соединением. В них левый шатун имеет паз, сжимаемый двумя стяжными болтами, а к правому шатуну прикреплена кареточная ось. Системы такого типа оснащены внешними подшипниками и не требуют съемника.
Левые шатуны в подобных системах используются для регулировки подшипников каретки. Затягивание колпачка с левой стороны приводит к впрессовыванию шатуна в ось и зажатию подшипников, подобно тому, как безрезьбовые подшипники регулируются посредством чашек. Затем стяжные болты на левом шатуне затягиваются, чтобы закрепить его на оси и зафиксировать регулировку.
В нижеследующем руководстве будет продемонстрировано, как снимать и устанавливать шатуны двусоставных систем данного типа.
Снятие шатунов
1. Полностью ослабьте все стяжные болты на левом шатуне.
2. Поверните колпачок левого шатуна против часовой стрелки и снимите его.
а) На шатунах Shimano® используется проприетарный шлиц в виде восьмиконечной звезды. К нему подойдут инструменты Park Tool BBT-9 и BBT-10.2.
б) Для шатунов FSA® подойдет шестигранный ключ на 8.
3. Тяните левый шатун на себя. В некоторых случаях могут потребоваться легкие постукивания, чтобы снять шатун, если соединение "шатун-ось" загрязнено или "прикипело".
a) В шатунах Shimano® Hollowtech® II будьте готовы к наличию стопорной пластины внутри левого шатуна. Воспользуйтесь небольшой отверткой или крючком инструмента BBT-10.2, чтобы приподнять эту пластину. Стопорная пластина является предохранителем, предотвращающим отсоединение шатуна. В шатунах FSA® стопорная пластина отсутствует.
4. Снимите второй шатун, вытягивая его вместе с осью из кареточного стакана велосипеда. При необходимости нанесите молоточком несколько легких ударов по оси с левой стороны.
Установка шатунов
1. Смажьте поверхность оси со стороны правого шатуна и проденьте ее через кареточный стакан таким образом, чтобы она вышла с левой стороны стакана. Ось обычно сразу встает на место, однако в некоторых случаях могут помочь несколько легких ударов молоточком.
a) Если ось застревает и не выходит с левой стороны, то это может быть признаком того, что каретка нуждается в дополнительном обслуживании.
2. Смажьте шлицы на оси. Нанесите смазку или антиприхватный состав на стяжные болты левого шатуна.
3. Поверните правый шатун в положение "шесть часов". Держа левый шатун в положении "двенадцать часов", нанизьте шатун на ось, давя его рукой.
а) На шатунах Shimano® убедитесь, что стопорная пластина цепляется за стяжной болт после установки шатуна.
б) Шлицы расположены таким образом, что левый шатун может быть установлен только под углом 180° относительно правого.
4. Смажьте резьбу колпачка шатуна и аккуратно накрутите её на ось. Колпачок прижмет шатун к подшипнику.
5. Закрутите стяжные болты, попеременно завинчивая их на пол-оборота, чтобы оба болта были затянуты с одинаковой силой. Усилие затяжки может варьироваться от 12 до 15 Н*м. Убедитесь в отсутствии люфта.