Если вы посмотрите на появление кросс-кантри 10 лет назад , то заметите , что почти каждый велосипед был хардтейлом. Хардтейлы – это простые, легкие велосипеды, которые больше всего подходили для гонок по пересеченной местности со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками. Среди них могли встречаться полно-подвесные велосипеды, но у них был большой вес, а также маленькая скорость кручения педалей.
Перенесемся в прошлое, времена изменились: дистанции стали короче и стали содержать больше технически подготовленными. Изготовители смогли сократить разрыв в производительности между хардтейлом и полноподвесным велосипедом. Такое изменение поставило профессионала и любителя в одинаковое положение.
Конечно, у обоих велосипедов есть свои плюсы и минусы. Ничто не может сравниться с хардтейлом по скорости и эффективности, но эти полезные свойства зависят от технической подготовленности современных трасс. Полноподвесные велосипеды выделяются на фоне других групп велосипедов; за счёт своего веса они способны выдержать спуски с корнями, обрывы, альпинарии, но с незначительной потерей эффективности кручения педалей.
Учитывая все эти факты, мы хотели ответить на вопрос: если бы вы могли иметь только один велосипед, то каким бы он был? Эксперты из What Mountain Bike всё обдумали и решили провести тесты с использованием специальной аппаратуры. Они внесут некоторую ясность в этот вопрос, хотя и не дадут стопроцентного научного ответа.
Остальная часть этой статьи содержит множество таблиц и результаты проведенного тестирования. Оставайтесь с нами - результат может оказаться неожиданным.
Оборудование
Скотт был очень любезен и предоставил нам два гоночных топ-велосипеда с колёсами под 27,5 - хардтейл Scale 700RC и полноподвесный Spark 700RC. Они идеально подходили для тестирования. Хоть у них и были крупные различия в конструкции подвески, они были идентичны по спецификациям.
У обоих велосипедов были установлены одинаковые колёса и тормоза, то есть мы должны были получить довольно правдивое представление о том, как каждый из них выполнен с точки зрения подвески. The Spark весил 10.29 кг / 22.69 фунтов, а Scale весил 8.8 кг / 19.4 фунтов – они довольно конкурентно-способные для своих классов.
Последним и, вероятно, наиболее важным кусочком головоломки является измеритель мощности Quarq модели XX1.
Измеритель мощности – это специальный учебный аппарат, который позволяет посчитать эффективность человека во время езды. Они выдают результат в ваттах с помощью тензорезисторов. Эти измерители очень популярны среди наездников и постепенно набирают обороты на рынке горных велосипедов.
Говоря проще, чем больше своей энергии вы приложите к велосипеду, тем быстрее вы будете ехать. Сам измеритель мощности не ускорит вас, но он позволит точно оценивать ваши усилия и распределить энергию на всё время пути. The Quqrq сыграет очень важную роль в нашем тесте, так как я смогу фиксировать свои результаты, а затем сопоставить их между собой.
Как мы тестировали?
Чтобы сделать тест более справедливым, мы должны были контролировать изменения. У каждого велосипеда были одинаковые настройки седла, подвески и шин. Я использовал один и тот же измеритель мощности, проверив его до начала теста.
Тест проводился на территории the Forest of Dean, что на границе Англии и Уэльса, так как там интересный рельеф с различными вариантами прохождения. Мы выбрали две трассы, у которых есть свой ряд препятствий для нашего теста.
Первый круг занял всего 10 минут. На этом круге отличное сочетание развилок, а также множество различных корней, камней, и несколько коротких подъёмов. Мы назвали этот круг «rooty» (ухабистый).
Второй круг длился чуть больше 8 минут. Здесь была длинная развилистая дорога, затем крутой спуск со скалы и ямы с небольшими прыжками. Мы образно назвали этот круг «Rough» (жёстким). Эта трасса была очень интересна, так как на начальном этапе подходит для хардтейла, а в конце для полноподвесного велосипеда. Это разделение даёт одинаковые шансы соперникам.
Мы начали тест с «rooty» круга, осматривая местность на каждом велосипеде. Затем я разгонялся (как мог), делая перерыв по 40 минут между заездами.
Потом я всё это повторил на «жёстком» круге, но изменив очерёдность велосипедов. Я пытался проехать под темп настоящей гонки, чтобы приблизить результат к реальному. Погода была отличная и не менялась на протяжении всего дня.
Результат
В таблице ниже показано время в минутах, нормированная мощность и процентная разница велосипедов по отношению к каждому кругу.
Посмотрев на первый круг, можно заметить, что хардтейл был быстрее на 6,19 секунд, чем полноподвесный велосипед, но самое главное, он требовал мощности на 8 ватт меньше. Это значит, что Хардтейл оказался быстрее с меньшими затратами энергии.
Полноподвесный байк был медленнее и мне пришлось прилагать большие усилия. Разница во времени, возможно, оказалась незначительной, но хардтейл требует меньше энергии при высокой скорости, что делает его безоговорочным победителем.
Переходим ко второму «жёсткому» кругу на котором было много препятствий, таких как ямы, спуски и подъёмы. Полноподвесный велосипед оказался на семь секунд быстрее. На этот раз, большие мощности не дают быстрого результата, 330np против 322np хардтейла. Это значит, что я должен затрачивать энергии на 2,5 процента больше и ехать только на 1,5 процента быстрее.
Трудно сказать, от чего выдаётся такой показатель. Но результаты, полученные во время подъема и спуска, показывают интересные значения.
Посмотрев на длинный «жёсткий» круг, можно увидеть, как близко сходятся показатели времени, ведь разница всего в 0,41 секунду. Здесь полноподвесный велосипед вырывается на первое место, но он проигрывает в долгосрочной перспективе, так как я затратил очень большое количество энергии для незначительного увеличения скорости. На нём нужно поддерживать постоянную скорость из–за его веса, особенно при подъёме в гору.
Спуск по «жёсткому» кругу содержит самую большую разницу в процентах за весь тест. Полноподвесный велосипед был на 11,52 (8,68%) быстрее, и он требовал гораздо меньше энергии во время спуска на «rooty» круге, требуя на 10,92 % меньше.
Я действительно чувствовал, что достиг результата за этот день, на хардтейле мои руки были сильно стёрты во время езды, хотя на полноподвесном байке я чувствовал себя довольно бодро под конец теста.
Так что же всё это значит?
Как было сказано выше, мы не претендовали на научную достоверность. Тест я подстраивал под себя и, кто знает, сколько вам потребуется кругов, трасс, велосипедов, чтобы найти и настроить свои собственные характеристики байка. Я бы очень хотел пройти несколько трасс в различных природных условиях для получения дополнительных подробностей. Езда по мокрой дороге или же на дальние дистанции может в корне изменить результаты, но наш скромный бюджет не позволяет провести такой опыт.
Начиная этот тест, я надеялся получить некоторые ответы, но в итоге, как вы, наверное, догадались, получил больше вопросов.
Хардтейл оказался победителем на «rooty» круге, он был быстрее с меньшим затрачиванием усилий. На «жёстком» круге результаты были более запутанными. Полноподвесный велосипед оказался быстрее на спуске с меньшим затрачиванием усилий, но ему требуется больше энергии для поддержания скорости во время всего пути, особенно в гору.
Возможно, проблемы в лишнем весе, и в конце гонки, когда ваши силы иссякнут, это всё сыграет очень важную роль.
Значит, вы не застрахованы от усталости ни на хардтейле, ни на полноподвесном велосипеде. The Scott Scale это резкий и лёгкий байк, который удобен в управлении, но он требует физически подготовленных людей для его технических характеристик. Люди часто устают к концу гонки, и хардтейл только усилит эту усталость. Так что если вы ищете что-то менее требовательное, то полноподвесный велосипед будет лучшим выбором при небольшом весе.
Другой важный фактор - бюджет. Используемые велосипеды были весьма конкурентоспособными с точки зрения веса и установленных компонентов. Полноподвесный байк весит больше, в то время как обычный дешёвый хардтейл является более легким и хорошо улучшаемым.
Если для вас самое важное это вес и эффективность, то хартейл подойдёт лучше всего при низком бюджете. И наоборот, ничто не может быть универсальнее и надёжнее, чем полноподвесный байк. Тяжёлые велосипедисты с большой мощностью могут получать гораздо больше выгоды на полноподвесе, чем на хардтейле.
Широкий выбор между велосипедами говорит нам о том, какими специализированными стали современные байки. В наше время существует множество различных дисциплин, и производители создали свой вариант каждой из них. И люди могут выбирать к какой трассе подойдет тот или иной вариант.
У большинства из нас, простых смертных, нет такого выбора, потому мы стараемся сделать веское и обоснованное решение о том, какой велосипед нам выбрать.
Соффтейлы BMC Team Elite и Trek Procaliber взяли лучшее из хардтейла и полноподвесного байка, хотя это и не последние новинки.