Дисковые тормоза или v-brake - что выбрать?


Что это такое, чем они различаются и кто выиграет, если сравнить дисковые тормоза с ободными («вибрейками», v-brake)

Дисковые тормоза - одна из популярных тем в обсуждении дорожных велосипедов и оборудования, и назвать диалоги напряженными – весьма мягкое выражение.

Некоторые не могут дождаться того, чтоб дисковые тормоза стали стандартом, а другие уже заранее их ненавидят. Большинство, впрочем, считает их странным подходом, но все-таки заинтересованы узнать о них побольше.

Так чем же так интересны дисковые тормоза и почему все о них спорят? Они действительно новинка среди современных устройств в мире велосипедов? И кто займет первое место – дисковые тормоза или «ви-брейки» тормоза? Закрывайте глаза, раз так хочется, но даже если вы не планируете ли вы посвятить себя спорту, стоит прочитать эту статью, потому что наверняка эти новшества вас коснутся. И, пожалуй, раньше, чем вам угадывается.


Specialized - один из многих брендов, которые перевели почти все свои шоссейные велосипеды на дисковые тормоза.

Дисковые тормоза - что это?


На велосипеде с дисковым тормозом ротор, прикрепленный к ступице, обеспечивает поверхность для торможения.


В ободной тормозной системе внешний край самого обода, действует как тормозная поверхность.

Наиболее принципиальное отличие привычных ободных и дисковых тормозов - точки, где прилагается тормозное усилие. «Ви-брейки» зажимают непосредственно само колесо с двух сторон. То есть обод становится основной составной частью колеса, служа местом крепления шины и в то же время тормозной поверхностью.

Дисковые тормоза перемещают все тормозные нагрузки на отдельный, меньший по диаметру, диск, установленный непосредственно на ступицу – подобно тормозам большинства современных автомобилей и мотоциклов.


Ободные и дисковые тормоза приводятся в действие двумя совершенно разными способами. В дисковых тормозах среднего и высокого класса используется гидравлическая жидкость, как показано здесь.

Еще один ключевой момент – как работают эти типы тормозов. За редкими исключениями, «ви-брейки» работают по принципу «рабочего троса», что значит, что ручки соединены с суппортом плетеными стальными тросами, которые скользят через несколько видов гнезд – принцип работы сохраняется много десятилетий. Вы тянете рычаг, который натягивает трос, который заставляет суппорта зажимать обод.

Дисковые тормоза обычно полностью гидравлические, где кабель и гнезда заменены специальной жидкостью в полностью закрытой системе. Когда вы тянете за рычаг гидравлического тормоза, он нажимает плунжер в «главном цилиндре», который затем сдвигает жидкость на другой конец, к суппорту. Давление действует на поршни суппорта и тем самым зажимаются колодки на диске.

Дисковые тормоза против тормозов v-brake : почему дисковые тормоза лучше, чем «ви-брейки»


Дисковые тормоза с тросовым приводом - более дешевая альтернатива гидравлике.

Во-первых, они создают большую тормозную силу, что означает меньшее усилие, необходимое на рычаге, для создания такой же силы, как при торможении на ободе. Это может быть заметной подмогой на долгих и крутых спусках, когда «ручной насос» может в конце концов устать, или для более тяжелых гонщиков, которым недостаточно тормозной энергии от традиционной схемы (то же относится и к более тяжелым велосипедами, таким как туристический класс и тандемы).

Дополнительный бонус – тормозное усилие можно быстро и легко увеличить (или уменьшить, в зависимости от ваших предпочтений), путем смены размера диска. Большой диск будет увеличивать выигрыш в силе, а меньший – сэкономит вес для тех, кому не нужна дополнительная помощь при торможении.


Мощность дискового тормоза можно настроить, изменив размер ротора.

Конечно, тормозное усилие на любом транспорте ограничивается силой сцепления. И, как известно (возможно, многим через болезненный опыт), довольно легко заблокировать велосипедное колесо «ви-брейком» – и это второе преимущество дискового тормоза – чуткий контроль.

Дисковые тормоза гарантируют более тонкое управление, чем ободные. То есть гонщику легче рассчитать, какое тормозное усилие получится в результате нажатия на рычаг. Пик мощности приходится как раз на момент перед остановкой и при установленных дисковых тормозах лучше удается почувствовать этот край, не пересекая его. Усилие также более пропорционально и прогнозируемо, чем на v-brake, и оно гораздо последовательнее в различных условиях работы. Особенно это заметно, когда диски сравниваются с v-brake на ободах из карбона – эта комбинация дает заведомо плохую производительность в сырую погоду, еще и склонна к перегреву при высыхании.

Все эти плюсы особенно заметны у гидравлических дисковых тормозов. Им нужна меньшая мощность нажатия и которые имеют меньшие потери на трение от рычага к суппорту, по сравнению с управляемыми тросами.

Дисковые тормоза против ободных: почему ободные лучше дисковых


Если вы хотите максимально легкий байк, то ободные тормоза - по-прежнему лучший выбор.

Пока дисковые тормоза еще достаточно молоды, ободные уверенно лидируют на дорожных велосипедах в нескольких ключевых моментах.

Их самый большой плюс – в размерах. Диск и детали самих тормозных систем имеют различный вес и размер, а еще необходимые совместимые с дисками колеса, рамы и вилки также , как правило, тяжелее обычных. Оборудованный ободными тормозами, велосипед будет примерно на 500г (примерно фунт) легче, чем такой же с дисковыми – и это для высококлассных моделей, в остальных случаях ситуация будет не лучше.

Если оценивать преимущества производительности, дисковые тормоза имеют худшие аэродинамические качества, чем ободные – хотя точная разница пока еще предмет обсуждений.

Простота управляемых кабелем «ви-брейков» тоже весомый фактор. Запчасти, как правило, дешевле и гораздо более доступны. Есть высокая степень совместимости между несколькими брендами и годами выпуска; системы легко отремонтировать, когда нужно – даже на обочине дороги или посреди пустыни.


Простота ободного тормоза очень привлекательна.

Наконец, есть некоторый вопрос эстетики – и именно его поклонники ободных тормозов особо защищают. Если по-простому, велосипед с «ви-брейками» традиционно считается красивее «дискового». Это, конечно, вопрос вкуса, но, как мы все знаем, глубоко укоренившиеся личные мнения и убеждения - очень мощные вещи.

Как дисковые тормоза изменят дорожные велосипеды


Гидравлические тормозные тросики можно проложить через крутые изгибы внутри без снижения эффективности тормозов.

Отбросим различные слухи, окружающие разговоры о развитии индустрии и о преимуществах дисковых тормозов. Конечно, компаниям хотелось бы продать больше велосипедов и снаряжения, чем они продают сейчас. Но история неоднократно показывала, что решительные изменения в конструкциях велосипедов только меняли типы байков и снаряжения, которые покупали люди, ничего заметно не меняя.

Дело в том, что велосипедная индустрия видит развитие дисков на шоссейниках, как перспективное направление продвижения технологий, как прохождение большого пути в один шаг. Велосипеды, оснащенные тормозами, которые работают лучше и делают безопаснее полную остановку (некоторый каламбур).


Дисковые тормоза позволяют конструкторам велосипедов легко увеличивать зазоры без значительного изменения геометрии рамы.

Как эти велосипеды будут выглядеть? Мы уже можем это оценить, потому что рынок уже заполнен различными вариантами.

Уже упоминалось, оборудованные дисками велосипеды тяжелее и хуже по аэродинамическим качествам, чем подобные с ободными тормозами. Но для многих гонщиков, другие возможности при переходе на эти тормоза компенсируют некоторые неудобства.

Не беспокоясь о месте для размещения тормозного суппорта, на велосипедах с дисковыми тормозами теперь можно спокойнее устанавливать более высокие шины и широкие обода для улучшенного сцепления с дорогой на разнообразных местностях. Поскольку места установки не нужно усиливать, чтобы выдерживать ободной тормоз, они могут быть и более гибкими.

Колеса, наверно, тоже претерпят изменения с переходом на дисковые тормоза. Без необходимости обычного тормозного трэка, клинчерные обода могут быть модернизированы для лучших аэродинамических качеств – и мы, вероятно, увидим увеличение популярности карбоновых клинчеров, потому что перегрев в результате долгого притормаживания перестанет быть проблемой.


Отсоединяемые сквозные оси обеспечивают большую безопасность и более равномерное размещение колес, чем традиционные быстросъемные.

Ожидаемый поворот к дисковым тормозам также будет совпадать с поворотом к сквозным осям. Хотя это повлияет на ускорение установки и снятия колеса с удобными шпильками, будут еще вопросы с соответствием этих колес к рамам и вилкам. Это, возможно, приведет к проблемам - как к просто раздражающим (трение накладок о роторы), так и к критическим (непредвиденным отстегиваниям колес в случаях резких торможений).

Сквозные оси будут использоваться вместо крепежа в дропауты, что сделает колесо надежнее в этом месте для нагрузок от тормозного суппорта, и сделает эксплуатацию безопасней в целом, с меньшим шансом ошибки пользователя. Ожидается, что они станут нормой.

Забегая вперед, мы предполагаем, что компании продолжат размышлять как более качественно интегрировать дисковые тормоза в дизайн велосипеда, чтобы не только уменьшить потери в аэродинамических качествах, но и, возможно, также снизить добавочный вес. Имейте в виду, что еще не пришло время, когда шоссейные дисковые тормоза превратятся в такие вещи, которые будут однозначно предпочтительны.


Дисковые тормоза стали причиной популярности гравийных велосипедов.

Проблемы унификации


Рама Wilier Cento10 NDR предназначена для ободных тормозов с прямым креплением или дисковых тормозов, но это довольно редкое решение.

Нет более точных и простых слов: дисковые тормоза – ужас с точки зрения совместимости с существующим оборудованием, предназначенным для работы с «ви-брейками».

Дисковые тормоза требуют не только особых фитингов на раме и вилке для суппортов, но, желательно, локального усиления конструкции для увеличения прочности при повышении приложенной нагрузки. В то же время, колеса требуют втулок либо под 6-болтовые крепления или с Shimano Centerlock, чтобы прикрепить диск. Ни один из них нельзя просто смонтировать на велосипед.

Кроме того, компании, которые устанавливают диски, видят в них будущее – байки и рамы, которые оборудованы дисками, не дают возможности просто переключиться обратно на «ви-брейки». К сожалению, это путь без дороги назад.

Что еще хуже, способы, которыми дисковые запчасти прикреплены к велосипеду, по-прежнему постоянно меняются. Хотя есть информация, что стандартом будет установка сквозных осей диаметром 12мм и нового «плоского» суппорта, как говорят авторитетные и официальные лица. Такая стабильность была бы приятна для гонщиков и вообще любителей по многим причинам, но пока по-прежнему эти вещи не определены.

Фактически, не допускается никакого совмещения и сочетания между брендами дисковых тормозов. По меньшей мере, позволяющих сохранить гидравлические характеристики. В то же время, есть некоторое количество совместимых деталей от различных марок и моделей ви-брейков, особенно когда речь о вторичном рынке, а вот у дисковых тормозов гораздо более жесткие ограничения.

Например, суппорта гидравлических дисковых тормозов SRAM могут быть сопряжены только с рычагами SRAM. То же самое относится и к Shimano (от Campagnolo пока еще не было официальной информации). Тросовые дисковые тормоза от TRP, SRAM/Avid, Hayes и других имеют более гибкие предложения, но даже они отличаются допустимой нагрузкой на тросы между различными моделями, и играет роль даже год выпуска рычагов при подборе запчастей.

Особенности долгой эксплуатации и удобство обслуживания


Планируете приобрести шоссейный велосипед с диском? Возможно, вам придется добавить что-то подобное в свой набор инструментов.

Гидравлические дисковые тормоза уже давно получили широкое призвание на рынке горных велосипедов и если заглянуть в историю, как в надежный индикатор, то оборудованные дисками шоссейники выглядят немного по-разному с точки зрения длительной эксплуатации и технологичности сервиса.

Вроде бы гидравлические дисковые тормоза полностью герметичны и почти не требуют ежедневного обслуживания – это обычно наибольшие затраты времени (тросовые дисковые тормоза будут требовать немногим больше, чем «ви-брейки»). Там нет очистки кожухов от песка и замены протершихся тросов. Как дополнительный бонус, они даже сами регулируются при износе тормозных колодок и рычаг остается полноценно работающим в течение долгого времени. Помимо редкого долива свежей жидкости – большинство компаний рекомендуют это делать примерно раз в год – не так много работы.

Прокачка гидросистемы требует полный комплект «родных» специальных инструментов, начинающийся от $55 / ?45 (плюс немного на жидкости). С другой стороны, в сервисе это будет стоить примерно $60/?40 в год, есть о чем задуматься.

Дисковые тормозные колодки обычно немного дороже (примерно $80 / ?50 против $60 / ?40 за набор хорошего качества), но реально эти различия незначительны, если смотреть в долгосрочной перспективе. Имейте в виду, однако, что регулярная езда в условиях повышенной влажности, по пересеченной местности, может значительно изменить эти цифры.


Обслуживание ободных тормозов довольно просто по сравнению с дисковыми тормозами.

Обычный трос и кожух стоят тоже далеко не дешево. Хотя, если вы предпочитаете использовать материалы высшего качества (как и следует), то хоть ви-брейки и будут иметь преимущества, но различия не столь драматичны, как может показаться.

Если что-то реально разрушается, ви-брейки сильно выигрывают, потому что легче диагностировать проблему и отремонтировать их. Для заметного числа гонщиков, гидравлические дисковые тормоза будут словно электронное оборудование - хоть вы часто можете сами выполнить диагностику, большинство не имеет оборудования или знаний чтоб устранить поломки.

Главные цилиндры могут отказать случайно, суппортовые поршни бывает, что ломаются. Запчасти могут быть приобретены, хотя, как правило, с некоторой головной болью – но это всегда грязная и утомительная работа по замене.


Колодки для дисковых тормозов не стоят намного дороже хороших ободных тормозных колодок.

Если вы ездите по грунтовым дорогам, надо иметь в виду, что этот фактор при учете дисковых тормозов не приведет вас к увеличению расходов. Очень дорого заменять обод, изношенный от долгого торможения, а дисковые тормоза требуют только замены диска. Дисковые тормоза также меньше выходят из строя, чем ви-брейки

Какой же вывод

Можно биться и сопротивляться появлению дисков на дорожных велосипедах сколько хватит сил, но время уже начало меняться и недолго можно будет позволять себе не признавать эти изменения.

Заменят ли в полном объеме дисковые тормоза «ви-брейки»? Возможно, нет. По крайней мере, ви-брейки будут, похоже, устанавливаться на меньшем количестве брендов и иметь нишевое применение.

Но в долгосрочной перспективе, мы поставили бы на диски, как на перспективную разработку. Всего несколько лет назад диски появились на обзорах велокроссов, но сегодня уже часть ведущих компаний устранили комплектацию ободными тормозами из нынешних составов команд – и UCI теперь дали путь для их использования в Tour de France.

Вряд ли и немедленно все примут их в настоящее время - в конце концов, даже качественные ви-брейки для некоторых кажутся лишними – но, независимо от этого, ясно, что дисковые тормоза будут занимать всё более уверенное место на шоссейниках в течении ближайших лет.


ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!