Снятие и установка шатунов трехсоставных систем


В данной статье рассматривается процесс снятия и установки шатунов трехсоставных систем. К ним относятся системы с осями, имеющими квадратное сечение или шлицы стандартов, таких как ISIS Drive и Octalink.

Введение

Шатуны соединяют педали с осью каретки. Они впрессовываются в ось и сохраняют свое положение благодаря силе затяжки болтов или гаек. Шатуны могут сниматься для обслуживания подшипников каретки или для замены звезд.

Для снятия основных видов трехсоставных систем используются съемники шатунов под "квадрат" и под шлицы.
шатун без болта
Оси квадратного сечения выполняются с небольшим скосом или сужением. Такая форма формирует "клин" в квадратном отверстии шатуна. Как правило, он не смазывается. Для того, чтобы шатуны не скрипели, как правило, достаточно крепкой затяжки. Если же шатун скрипит даже при максимальной затяжке, нужно смазать трущиеся поверхности.

Изображение ниже: Стандарт Octalink от Shimano
Стандарт Octalink от Shimano
Изображение ниже: Стандарт ISIS Drive®
Стандарт ISIS Drive®

В отдельных моделях шоссейных и горных велосипедов Shimano® используются шатуны с креплением, имеющим восемь шлицов, которое носит название Octalink®. В отличие от осей под "квадрат", на осях данного стандарта имеется восемь выступов. Прорези на шатуне входят в выступы на оси. Шатуны крепко удерживаются на оси посредством затяжки болтов.

Ещё один широко применяющийся стандарт - ISIS Drive® (сокращение от International Spline Interface Standard - международный стандарт шлицевого соединения). В нем используется десять зубьев отличной от применяемой в стандарте Shimano® формы. Ни шатуны, ни оси стандартов ISIS Drive® и Octalink® не совместимы друг с другом.

Шатуны, входящие в состав "самоизвлекающихся" (разбирающихся с помощью одного ключа) систем, не требуют съемника. Подробнее о том, как обслуживать такие шатуны, читайте в статье "Снятие и установка шатунов самоизвлекающихся систем".

Снятие шатунов

Изображение ниже: Пыльник, защищающий болт под ним.
 Пыльник, защищающий болт под ним
Изображение ниже: Болт с шестигранной головкой.
Болт с шестигранной головкой
Изображение ниже: Болт с шестигранным шлицом.
Болт с шестигранным шлицом
Изображение ниже: Гайка, навинченная на ось каретки и удерживающая шатун.
Гайка, навинченная на ось каретки и удерживающая шатун

1. Перебросьте цепь на самую большую звезду спереди. Это защитит руки от контакта с зубьями.

2. Открутите болт или гайку, удерживающую шатун, поворачивая гаечный ключ против часовой стрелки.

Если болта не видно, снимите пыльник. Некоторые пыльники вытаскиваются, а некоторые - вывинчиваются.

3. Выньте из шатуна шайбы, которые находились под головкой болта или гайкой.

4. Выберите подходящий съемник в зависимости от типа головки болта.

а) Если стоит болт М8, то воспользуйтесь съемниками CCP-22 или CWP-7 (с маленьким наконечником).

б) Если стоит болт большего размера (М12 или М14), то воспользуйтесь съемниками CCP-44 или CWP-7 (с большим наконечником).
головка болта
5. Закрутите резьбовую часть съемника до упора, но так, чтобы не повредить резьбу. Это позволит полностью задействовать резьбовую часть шатуна шириной 22 мм.

6. Вверните головку съемника в шатун. Он должен быть полностью ввинчен в резьбовую часть - на 22 мм - перед выжимкой шатуна.

Если головка съемника ввинчена частично, это может привести к повреждению резьбы на шатуне или съемнике.

7. Закручивайте головку съемника против часовой стрелки. Когда она упрется в ось, то станет прокручиваться туже. Продолжайте закручивать до тех пор, пока шатун не снимется с оси.
закручивание съемника в шатун
выжимание шатуна
8. Выкрутите съемник из шатуна.

Действуйте осторожно, чтобы не содрать кожу на ладони при откручивании приспособления.

9. Повторите процедуру с другим шатуном.

Установка шатунов

1. Нанесите смазку или антиприхватный состав на головку и резьбу болта (гайки).

2. На ось квадратного сечения наносить смазку не требуется, в отличие от шлицевых соединений.

В последнем случае поверните ось так, чтобы один из выступов находился в положении "двенадцать часов".

Изображение ниже: Квадратное отверстие и ось квадратного сечения.
Квадратное отверстие и ось квадратного сечения
Изображение ниже: Поверните один из выступов до положения "двенадцать часов".
выступ в положении 12 часов
3. Держите правый шатун таким образом, чтобы он находился в положении "шесть часов".

4. Установите правый шатун на правый конец оси. Вверните в ось болт. В "самоизвлекающихся" моделях зубья и шлицы на оси и шатуне в процессе установки должны совместиться.

5. Затяните болт согласно рекомендации производителя.

В зависимости от марки усилие затяжки болта может варьироваться от 34 до 50 Н*м. По возможности используйте динамометрический ключ.

6. Наденьте левый шатун так, чтобы он указывал в сторону, противоположную правому шатуну. Вверните в ось болт и затяните его до упора.

7. Смажьте резьбу на пыльнике (если таковая имеется), и аккуратно установите его.

8. Повторите процедуру с другой стороны.


ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!